воскресенье, 03 марта 2024
Хочу вам рассказать о прекрасном черном котике Джерри, который поступил ко мне однажды зимней ночью.
Познакомилась я с Джерри и его хозяйкой в порядке экстренного приема. При поступлении кот находился в коматозном состоянии, не реагировал на внешние раздражители, был холодный, дышал часто, поверхностно и собирался нас покинуть насовсем. Я даже с хозяйкой толком не поговорила, только узнала основное: что, когда, как. Оказалось, 8 часов назад его кастрировал знакомый врач (не мой знакомый, а хозяйки) и с тех пор кот не приходит в себя, а состояние только ухудшается. Врач на связи и говорит что кот скоро проснется, но когда он похолодел и началась одышка в виде частого поверхностного дыхания, все же решили доставить пациента в клинику.
читать дальшеУточнила какие препараты делал коту доктор, мысленно ужаснулась, но вслух мягко заметила, что частью препаратов давно не пользуются и их комбинация выглядит странной, возможно все, начиная от индивидуальной реакции и заканчивая не выявленной перед операцией сердечной недостаточностью. Кот молодой, но приобретённые, наследуемые и врождённые заболевания ещё никто не отменял. Расспросы заняли буквально минуту, после чего я быстро забрала Джерри в отделение реанимации.
Кардиогенный шок, распределительный шок, кома, централизация кровообращения, гипотермия, гипотония, быстро развивающаяся брадикардия, путь к остановке сердца… Я человек не громкий, но в эти моменты здорово повышала голос, чтобы ассистенты делали все быстрее. Занималась котом, подключала его к аппаратуре, вводила препараты, контролировала, была готова к реанимации, а ассистенты метались по всему стационару, доставляя мне все необходимое.
И вот открытые глаза, испуг – первая осмысленная эмоция, реакция на свет, движение и кот в панике пытается приподняться. Успокаиваю как могу его, а заодно и себя, и бедных загнанных ассистентов. Частота сердечных сокращений у кота, наконец, растёт. А моя падает, я только в тот момент осознала что сама здо́рово понервничала. Холодный рассудок и внешнее спокойствие, уверенность в действиях, а внутри вулкан адреналина. Всегда так.
После первых резких полуосмысленных движений кот перешёл в стабильно тяжёлое состояние, но уже не находился в коме. В течение всей ночи за ним внимательно наблюдали, кровообращение восстанавливались и через сутки он уже был полностью стабилен по всем показателям и мог ехать домой. Сердце на тот момент на ЭХО было в пределах нормы.
А еще через день вернулся с отёком лёгких. Опять стабилизация и принимавший его врач записывает Джерри ко мне на кардиологический приём. Конечно, после того как он будет полностью стабилен, кошку в состоянии отека лёгких лучше вообще не трогать лишний раз и не дергать на обследования, только основное, все остальное – строго после стабилизации. И как раз к следующей моей смене он готов. Я приезжаю утром и снова вижу кота, которого оставляла в стационаре в предыдущую смену, но с новой проблемой.
Джерри оказался пациентом с характером. Когда он поступил ко мне в первый раз, да и ночь после этого, он был слаб и очень тих. Сейчас же он высказал вслух и активным сопротивлением все свое мнение и недовольство. Ни обследоваться, ни лечиться он категорически не желал. Но если на осмотр и ЭХО я его уговорила с успокоительными, то с приемом таблеток – полная катастрофа. Они призваны лечить, но их прием провоцирует сильнейший стресс и высокую вероятность отёка лёгких. Который вот только что купировали. Так себе лечение получается.
В итоге Джерри не был выписан домой как только стало возможным, а сидел у нас ещё неделю. Во-первых, у него на повторном ЭХО выявились значимые изменения по сердцу – утолщение стенок левого желудочка, сопутствующее расширение левого предсердия, хоть и небольшое, из-за этого случился отёк. У Джерри проявилась транзиторная, приобретенная на фоне его наркоза и последующей комы, кардиомиопатия, когда миокард утолщается оттого что отекает. Да и таблетки он не ел, пришлось доставлять препараты инъекционно, а хозяйке было спокойнее, что за ним круглосуточно наблюдают врачи.
Но через неделю я его все-равно выписала. Он слишком хорошо себя чувствовал и не было смысла сидеть дальше. Стенки левого желудочка стали тоньше, но изменения по сердцу ещё были. Я предложила хозяйке обхитрить кота, предлагать таблетки в еде, масле, хлебном мякише, а если нет – не насиловать его психику и просто наблюдать. Уже можно было себе это позволить.
Какое-то время в него ещё пытались пихать таблетки с переменным успехом, но я теперь уже категорически сказала – все отменяем, хватит ему стрессов, нельзя ему так сильно волноваться.
А ещё через две недели увидела на ЭХО прекрасное: здоровое кошачье сердечко. Три недели назад это было больное сердце, которое с трудом прокачивало кровь утолщенными стенками желудочка и признаки явного застоя крови в малом круге кровообращения, ведь притекает крови столько же, сколько обычно, а перекачать всю нет возможности и она задерживается в сосудах лёгких и левом предсердии. Ассоциируется с пробкой на дороге, где сердце – это авария, а сосуды – дорога. Или с системой водопроводных труб, сердце - сломавшийся насос, сосуды - трубы. Сейчас же, на повторном обследовании, сердце замечательно работало и выполняло свою функцию, проталкивая нужный объем крови, без застоя, без признаков анатомических изменений. Ну чудо же! В кардиологии почти нет излечимых заболеваний, всего раз-два и обчелся. Транзиторная кардиомиопатия - одно из них.
Вот так обернулась кастрация, самая банальная операция в мире.
Это было долгое и тяжёлое приключение для кота.![](https://diary.ru/resize/-/-/7/4/1/2/741209/nLjzc.jpg)
@темы:
Записки ветеринара
надеюсь, "знакомый врач" у хозяев после такого быстро перестанет быть знакомым.